В возрасте 6 лет я попал под машину и 21 день был в коме. Потом меня лечили и заново всему учили. Я полностью восстановился, окончил школу вместе с ровесниками. Сейчас мне...
боковой
боковой
верхнияя статья
Тело – инструмент танцора, но настроен ли он в гармонии с душой? Согласно новейшему исследованию Университета Калифорнии в Беркли танцоры профессионального балета и современных танцев не созвучны эмоционально со своими телами настолько, насколько созвучны со своими телами люди, регулярно практикующие медитацию.
Исследователи Университета Калифорнии проследили, насколько взаимосвязаны эмоции людей с опытом медитации и профессиональных танцоров с телесными изменениями, такими как дыхание и сердечный ритм.
Ученые обнаружили, что танцоры, посвящающие огромное количество времени и усилий развитию внимания и точного контроля за своими мышцами, – тема, случайно поднятая в недавнем фильме о балете «Черный лебедь» - не имеют заметно лучшей взаимосвязи тела и духа по сравнению с большинством обычных людей.
Напротив, как показывает исследовательская работа, не так давно опубликованная в журнале Эмоции (Emotion), многолетние практики випассаны или «медитации ясного ума» – техники, сконцентрированной на соблюдении дыхания, ритма сердца, мыслей и чувств без рефлексии – демонстрируют близкую связь тела и духа.
«Мы говорим о наших эмоциях так, как будто они непосредственно связаны с нашими телами – например, «душевные муки» и «выходить из себя» в гневе», - говорит Роберт Левенсон, профессор психологии в Университете Калифорнии в Беркли и ведущий автор исследования. «Мы пытались точно измерить степень тесноты этой взаимосвязи и выяснили, что она гораздо сильнее у людей, занимающихся медитацией».
Данные результаты предлагают нам новые ключи к разгадке тайны взаимосвязи тела и духа. Предыдущие исследования связывали ее нарушение с различными медицинскими и психическими заболеваниями.
«Испытывали ли вы когда-нибудь возвращаясь домой с работы кошмарную головную боль?», - говорит Джоселин Сзе, аспирант медицинских наук в Университете Калифорнии и ведущий автор исследования. «Возможно, боль накапливалась постепенно в течение дня, но вы предпочитали не замечать ее, убеждая себя, что вы чувствуете себя прекрасно и отлично справитесь с задачами сегодняшнего дня».
Все чаще и чаще в последнее время «медитация ясного ума» используется для лечения физических и физиологических недугов, замечают исследователи. «Мы полагаем, что подобные положительные для здоровья результаты являются следствием способности медитации повышать степень эмоциональной взаимосвязи между телом и духом», - утверждает Левенсон.
В качестве эксперимента исследователи набрали несколько десятков волонтеров из танцевальных центров и центров медитации в районе Сан-Франциско через газету электронных объявлений – список Крейга (Craigslist). Опытная группа состояла из 21 танцора с минимальным опытом занятий современными танцами или балетом от двух лет и 21 человека, практикующего випассану также не менее двух лет. В контрольную группу входили взрослые люди средней степени активности, без опыта занятий танцами, медитацией пилатесом или профессиональным спортом.
К участникам, чей возраст составлял от 18 до 40 лет, были прикреплены электроды для замеров отклика тела при просмотре насыщенных эмоциями сцен из фильмов с помощью круговой шкалы для оценки их чувств.
Несмотря на то, что все участники показывали одинаковые реакции на сцены из фильмов, у людей, занимающихся медитацией связь между эмоциями и скоростью биения сердца сильнее. Удивительно, но разница в этом показателе у танцоров и контрольной группы была минимальна.
Исследователи предположили, что танцоры учатся переключать внимание между временем, музыкой, пространством, и мышцами и, таким образом, достигают повышенного мышечного тонуса, лучшего положения тела и позы.
«Все это, конечно, помогает стать хорошим танцором, но не улучшает взаимосвязи между телом и эмоциями души», - добавляет Левенсон.
Практики медитации, оказывающие внимание примитивным ощущениям тела, наоборот, в гораздо большей степени гармонируют с внутренними органами, например, с сердцем. «Ориентир на примитивные чувства – это основа випассаны, которая обычно совершается в спокойном сидячем положении, при котором большое внимание уделяется внутренним ощущениям», - говорит Сзе.
Примечание:
Данное исследование было опубликовано в выпуске Эмоций (Emotion) от декабря 2010. В работе, помимо Сзе и Левенсона, также принимали участие соавторы Университета Калифорнии в Беркли, психологи Джойс В.Юань и Анетт Гьюрак, которые в настоящее время защитили кандидатскую диссертацию в Университете Стэнфорда.