Оказывается, цвет глаз может подсказать, грозит ли на повышенный риск определенных кожных заболеваний. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Колорадо (University of Colorado), показало, что голубоглазые люди реже страдают таким заболеванием как витилиго (приобретенная лейкодерма). Это аутоиммунное заболевание, при котором наблюдается потеря пигмента, что ведет к образованию бессистемно разбросанных по всей коже (и волосам) белых пятен. Кареглазые люди менее подвержены меланоме – наиболее опасной форме рака кожи.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Genetics. Оно охватило почти 3000 человек, страдающих витилиго, и в результате было выявлено 13 новых генов, дающих предрасположенность к этому заболеванию. Примерно 27% американских пациентов неиспанского происхождения имели голубые/серые глаза, 43% - карие и 30% - зеленые. Это значительно отличалось от обычного распределения цветов радужной оболочки глаз среди американцев: 52% жителей США неиспанского происхождения имеют голубые или серые глаза, у 27% глаза жёлто-коричневые или карие, и 27% американцев являются обладателями зеленых или светло-карих глаз.

По словам Ричарда Спритца (Richard Spritz), директора программы генетики человека в медицинской школе университета Колорадо, «генетически, витилиго и меланома являются прямыми противоположностями друг другу. Некоторые генетические вариации, обуславливающие склонность одного человека к развитию витилиго, снижают вероятность развития меланомы и наоборот. Витилиго – аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система человека атакует собственные пигментные клетки. Мы полагаем, витилиго отражает повышенную активность организма по поиску и уничтожению раковых меланомных клеток на самых ранних стадиях их появления».

Люди, страдающие витилиго, подвержены повышенному риску развития прочих различных аутоиммунных недугов, таких как диабет 1 типа, заболевания щитовидной железы и ревматоидный артрит. Это же относится к их близким родственникам, даже если у них нет витилиго. Исследователи говорят, что, вероятно, существуют определенные гены, которые увеличивают риск подобных аутоиммунных заболеваний в целом, в то время как другие гены и факторы окружающей среды определяют, какие именно заболевания развиваются и в какое время. Таким образом, изучая генетику витилиго, ученые также могут лучше понять генетику прочих аутоиммунных заболеваний.

www.ucdenver.edu