Международный консорциум ученых сообщает об открытии пяти новых генов, влияющих на риск развития заболевания коронарной артерии (ЗКА) и сердечных приступов. Результаты исследования опубликованы в статье журнала PLoS Genetics.

Заболевание коронарной артерии – наиболее распространенная причина смертности и недееспособности среди населения земного шара, и характеризуется устойчивым, но не до конца изученным влиянием генетических факторов. Установление роли различных генов в развитии заболеваний сердца может помочь развитию новых методов лечения и улучшить прогнозирование ЗКА. Курение, ожирение и высокий уровень холестерина являются общепризнанными факторами риска, но решающее слово остается за генами. При отсутствии других симптомов выявление генетических вариантов, которые влияют на ритм сердечных сокращений - так называемый QT-интервал, - могло бы стать одним из важнейших инструментов прогнозирования вероятности внезапной остановки сердца.

Ученые изучили 49 094 генетических вариаций у 2 100 генов, имеющих отношение к сфере сердечно-сосудистых заболеваний, применительно к 15 596 случаям ЗКА. При этом исследователи принимали во внимание значительную часть пациентов из Южной Азии – эта этническая группа характеризуется повышенной склонностью к развитию ЗКА, отмечают авторы. Оказалось, что многие гены, повышающие риск развития болезни, свойственны в равной степени и для европейцев.

Исследование добавляет фактов к растущему списку генов (сейчас их более 30), которые влиятют на риск развития ЗКА и сердечных приступов. По словам профессора Нилеша Самани (Nilesh Samani) из Британской ассоциации кардиологов (British Heart Foundation), полученные результаты предоставляют новое понимание причинных биологических механизмов возникновения болезней сердца , и в частности, роли жиров и воспаления.

«Несмотря на то, что эффекты новых вариаций генов сами по себе невелики и составляют порядка 5-10%, основанные на них методы лечения будут иметь большое значение, как, например, мы наблюдали в случае со статинами»
, - добавляет профессор Нью Уоткинс (Hugh Watkins) из Университета Оксфорда (University of Oxford), один из авторов исследования.

medicalxpress.com