Один из полезных компонентов зеленого чая обладает способностью увеличивать число «регуляторных Т-клеток», которые играют ключевую роль в функционировании иммунной системы и подавлении аутоимунных заболеваний, согласно новому исследованию сотрудников Института Лайнуса Полинга (Linus Pauling Institute), штат Орегон.

Возможно в этом заключается основополагающий механизм, заключающий в себе пользу этого напитка, который уже завоевал достаточный авторитет благодаря своим свойствам контролировать воспалительные процессы, повышать иммунитет и даже предотвращать раковые заболевания.

Фармацевтические препараты также доступны для этих целей, но зачастую имеют побочные эффекты. Естественные природные продукты могут указать нам более безопасные и устойчивые пути достижения целей, говорят исследователи, опубликовавшие результаты своей работы в журнале Immunology Letters.

В нашем организме представлено множество типов клеток, выполняющих различные роли в процессе формирования и поддержания нашего иммунитета, при этом их сбалансированная работа построена на том, чтобы отражать атаки «неприятелей», не повреждая при этом собственные клетки организма. При аутоиммунных заболеваниях – спектр которых варьируется от аллергии до диабета – эта сбалансированное сотрудничество нарушается, и организм начинает ошибочно работать против самого себя.

Некоторые клетки призваны выполнять главным образом функции контроля возникшей проблемы и «гасят» собственную иммунную систему, включая подавление Т-клеток. Последние, в свою очередь, регулируются прочими биологическими процессами, такими как транскрипционные факторы и метилирование ДНК. Метилирование можно сравнить с «косметической процедурой», но имеет при этом долгосрочные важные последствия: нуклеотидная последовательность гена не меняется, при этом на сами нуклеотиды навешиваются метильные остатки. Рисунок этих метильных остатков на протяжении участка ДНК будет определять активность гена, делая его более или менее привлекательным для белковых регуляторов и ферментов.

В настоящей работе исследователи из Орегонского Университета провели эксперимент с одним из компонентов зеленого чая – полифенолом под названием галлат эпигаллокатехина (EGCG). Считается, что именно он формирует большинство полезных свойств напитка, обладая как антивоспалительным, так и противораковым действием.

Исследователи обнаружили, что он способствует усиленному производству регуляторных Т-клеток. Конечно, эффект не так заметен, как от применения лекарственных препаратов. Но в то же время нет опасений по поводу долговременных побочных эффектов или токсичности.

«EGCG может оказывать положительное влияние через эпигенетические механизмы, ингибирует фермент, метилирующий ДНК гена одного из важных факторов транскрипции, Fox3, от которого зависит превращение предшественников регуляторных Т-клеток в зрелые, полноценные Т-лимфоциты. Такое метилирование подавляет активность этого гена, но в присутствии EGCG фактор транскрипции начинает интенсивно синтезироваться, и в результате образуется больше Т-лимфоцитов», - поясняет автор исследования, профессор Эмили Хо (Emily Ho).

oregonstate.edu