боковой

верхнияя статья

Известно, что неблагоприятные условия для физического развития и социальная обстановка могут повредить развитию когнитивной и поведенческой функций ребенка, а при улучшении этих параметров ускоряется и развитие. Новое исследование показывает, что чем раньше произойдут позитивные изменения в жизни детей, живущих в детских учреждениях, тем больше шансов на успешное своевременное развитие языковых навыков. Так, у детей, которые к 15 месяцам жизни попали в семьи, речевое развитие находится примерно на том же уровне, что и у малышей, живущих от рождения с биологическими родителями.

Исследование, подробно освещенное в журнале Child Development, было организовано и проведено учеными из Университета Миннесоты (University of Minnesota), Огайо (Ohio University) и Вирджинии (University of Virginia), а также Гарвардской Школы Медицины (Harvard Medical School).

Исследователи изучили более 100 детей, в рамках проекта исследования здоровья румынских детей, находящихся на попечении государственных учреждений. Исторически, подобные приюты обладают весьма ограниченными возможностями для развития языковых и социальных взаимодействий между детьми. В рассматриваемом исследовании примерно половина детей была отдана в приемные семьи в возрасте около 22 месяцев, в то время как вторая половина оставалась в детских домах. Группа из 60 детей, живущих в родных семьях, служила в качестве контрольной группы.

«Поскольку казенная обстановка детских учреждений была нормой для обследуемых детей, у нас была возможность создать естественный эксперимент, сравнив две группы детей», - комментирует ведущий автор Дженнифер Виндзор (Jennifer Windsor), профессор из Университета Миннесоты.

Авторы обнаружили, что дети, попавшие в приемные семьи до достижения 2 лет, демонстрировали значительно лучшие языковые навыки к 3,5 годам, чем дети, оставшиеся в пределах детских учреждений. Те же малыши, которые обрели новых родителей к 15 месяцам, почти не отличались от сверстников, живущих в биологических семьях. После двух лет задержка речевого развития была более очевидной, даже если ребенок попал в приемную семью.

«Результаты доказывают, что важен не только сам факт изменения социально-культурной обстановки вокруг ребенка, но и сроки ее наступления», - говорит Виндзор, в очередной раз подчеркивая важность раннего вмешательства с целью помочь развитию речевых навыков маленького человека. Известно, что многие малыши в раннем возрасте, усыновленные и привезенные из других стран, быстро навёрстывают упущенное и осваивают язык. Однако, дети более старшего возраста, проведшие первые годы жизни в неблагоприятной атмосфере, попадают в категорию повышенного риска по задержке речевого развития (ЗРР).

По материалам: 
medicalxpress.com
нижний статья
Медицинские учереждения