Похоже, эта поговорка верна в отношении клеток мозга.
Ученые из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) установили, что недавно открытые «протеины выживания» защищают мозг грызунов от разрушительных последствий инсульта путем, препятствуя гибели определённых клеток.

В отчете от 22 Мая, опубликованном в журнале «Естественная Медицина» (Nature Medicine), говорится, что когда ткани мозга подвергаются разрушите ному, но не приводящему к смерти инсульту, возникает своего рода защитная реакция, защищающая клетки от последующих инсультов. Ученые раскрыли этот механизм и выявили самых значимых участников этого защитного процесса – и одним из них оказался белок под названием Индунн.

Названный в честь мифологической Норвежской богини, охранявшей дерево с молодильными яблоками, Индунн сегодняшний и совсем не мифологический показал троекратное увеличение выживаемости нейронов и клеток при стрессе. В некоторых экспериментах ученые подвергали мозг мышей кратковременному воздействию токсичных химикатов и наблюдали за поведением клеток. Оказалось, что клетки, у которых искусственно повышали уровень этого белка, были готовы к стрессу и гораздо лучше его переносили, в то время как клетки с нейтрализованным Идунн погибали.

«Это не просто отсрочка неизбежной гибели, но реальная защита, которая длится до 72 часов, рпосле чего выжившие клетки возвращались к исходному состоянию», - отмечает Валина Доусон (Valina Dawson), профессор неврологии и нейробиологии из исследовательской команды Университета. Учёные отметили, что действие Индунн распространялось не только на нейроны, но и на клетки глии и кровеносных сосудов.

В серии других опытов было установлено, что мыши с повышенной продукцией белка переносили стресс, направленный на головной мозг; у грызунов с пониженным содержанием Идунн стресс приводил к обычному инсульту, сопровождающемуся обширной гибелью мозговых клеток. Интересно, что белок сам включается непосредственно от стресса.

«Наши результаты позволяют предположить, что белок останавливает передачу «смертельного» сигнала в ядро клетки, следовательно, его можно использовать не только при нейродегенеративных заболеваниях, но и при лечении диабета и инфаркта», - говорят авторы.

eurekalert.org