Клетки мозга могут стать еще одними жертвами бактерии, которая уже «обвиняется» в развитии рака желудка и язвы.

Речь идет о бактерии Helicobacter pylori, населяющей микрофлору кишечника половины населения мира, и именно она может способствовать возникновения болезни Паркинсона, сообщили исследователи на встрече Американского Общества Микробиологии (American Society for Microbiology). Болезнь Паркинсона относится к группе нейродегенеративных заболеваний, в результате которой поражаются клетки, производящие дофамин в некоторых областях головного мозга. Люди, страдающие этим заболеванием, сталкиваются с трудностями контроля своих движений, нередко болезнь приводит к инвалидности. Около 60 тысяч новых случаев заболевания диагностируется ежегодно только в США.

Ряд предыдущих исследований предполагал, что люди с болезнью Паркинсона с большей вероятностью, чем здоровые, подвержены язве и инфицированию H. pylori. Но до сегодняшнего момента связь между бактерией и данным заболеванием лишь предполагалась на основании ряда косвенных фактов. Сегодня исследователи собирают доказательства, которые могут с точностью сказать, что данная связь существует.

В результате лабораторных опытов было установлено, что у мышей среднего возраста, инфицированных бактерией, вызывающей язву желудка, развивались нетипичные неконтролируемые движения спустя несколько месяцев после инфицирования, говорит Трэйси Тестерман (Traci Testerman), микробиолог из Центра исследования здоровья при Университете Луизианы (Louisiana State University Health Sciences Center). В то же время у молодых особей, также носителей инфекции, не было обнаружено двигательных проблем. Ученые установили, что при этом у «пожилых» грызунов наблюдалось снижение числа допамин-продуцирующих клеток в долях мозга, ответственных за моторику, что являлось дополнительным симптомом заболевания.

При этом оказалось, что бактерии даже необязательно быть живой, чтобы вызвать проблему. Когда мышей кормили мертвыми хеликобактерами, эффект был тем же, что позволило ученым предположить о существовании некоторого биохимического компонента бактерии, ответственного за инициирование заболевания.

Таким кандидатом стала молекула модифицированного холестерина. Самостоятельно микроорганизм не может продуцировать холестерин, поэтому он заимствует его у хозяина, но при этом слегка меняет, добавляя углеводный остаток. Структура получившейся молекулы напоминает токсин, принадлежащий одному из тропических саговников. Токсин этого дерева вызывает симптомы бокового амиотрофического склероза и болезни Паркинсона.
Оказалось, что модифицированный холестерин, синтезируемый хеликобактером, сам по себе (в чистом виде) способен провоцировать появление симптомов паркинсонизма у мышей.

sciencenews.org