Считается, что окислительный стресс участвует в различных патогенных процессах в организме, и в том числе усугубляет процесс старения. Но впервые ученые из центра изучения онкологических заболеваний (Германия) смогли непосредственно наблюдать изменения в живом организме, вызванные процессами окисления. Результаты, полученные в экспериментах на мушках-дроздофилах, усилили сомнения относительно достоверности некоторых распространенных гипотез: команда исследователей не нашла доказательств того, что продолжительность жизни ограничена выработкой вредных свободных радикалов.

Заболевания коронарных артерий и нейродегенеративные болезни (болзень Паркинсона и Альцгецмера), а также рак и преждевременное старение часто приписывают частичному действию именно окислительного стресса. Он возникает в тканях, когда в них накапливается излишек так называемых свободных кислородных радикалов. «Однако, до настоящего момента, никто не смог напрямую наблюдать эти процессы и уж точно нельзя было достоверно утверждать, как они связаны с развитием болезней. Мы располагали лишь непрямыми методами определения того, какие окислительные процессы протекают в организме », - комментирует доктор Тобиас Дик (Tobias Dick).

В ходе экспериментов исследователи внедрили плодовым мушкам гены биосенсоров, которые реагировали на присутствие различных окислителей. Биосенсоры испускали световой сигнал, по которому исследователи определяли статус того или иного органа или ткани в течение всей жизни насекомого.

Оказалось, что даже с учетом того, что у личинок дрозофил продукция радикалов-окислителей очень сильно различается от ткани к ткани, ученым не удалось обнаружить связи между общим уровнем окислительного стресса и продолжительностью жизни.

Так, при сравнительном анализе продолжительности жизни у мух, учёные зафиксировали лишь то, что, что у тех, кто живёт дольше, накапливается больше окислителей. А вот ограничения на продолжительность жизни окислительный стресс не накладывал.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell Metabolism.

www.dkfz.de/en