Именно такую зависимость выявили ученые у детей в возрасте 9-10 лет: более физически развитые из них зачастую имели больший размер гиппокампа (часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга) и демонстрировали лучшие результаты в тестах на память, по сравнению со своими менее спортивными ровесниками.

Данные этого исследования, в ходе которого применялся метод магнитной резонансной томографии для измерения относительного размера определенных долей головной мозга у 49 испытуемых детей, были опубликованы в журнале Brain Research.

“Это первое известное мне исследование основанное на МРТ, целью которого было выявление различий в строении головного мозга у детей со слабой и сильной физической подготовкой, - говорит профессор психологии Университета Иллинойс Арт Крэймер. «Помимо этого, оно устанавливает связь между строением структур головного мозга и способностью к усвоению знаний».

Данное исследование фокусировалось на изучении гиппокампа - структуры, расположенной в глубине мозга, поскольку известно, что именно он играет важную роль в процессе усвоения знаний и запоминания.

Предыдущие исследования взрослых людей, а также животных показали, что физические упражнения могут способствовать увеличению размеров гиппокампа, что, в свою очередь, ассоциируется с развитым пространственным мышлением и другими познавательными способностями.
По словам ученых, в ходе опытов с животными было установлено, что физические нагрузки положительным образом сказываются на гиппокампе, увеличивая рост новых нейронов и работоспособность клеток, улучшая память и процесс обучения, а также увеличивая число молекул, способствующих пластичности нейронов мозга.

Вместо того чтобы полагаться на вторичные данные об уровне физического развития детей, исследователи самостоятельно установили, насколько эффективно испытуемые использовали кислород во время упражнений на «бегущей дорожке». По словам одного из авторов исследования, это «золотой стандарт оценки спортивной подготовки».

Физически более сильные дети оказались «более эффективны в расходовании кислорода по сравнению с менее тренированными», поясняет Крэймер.

Когда ученые проанализировали данные МРТ, они обнаружили, что физически развитые дети в большинстве случаев имели больший объем гиппокампа – примерно на 12 % больше по отношению к общему объему мозга – чем их неспортивные ровесники.

Кроме того, дети с лучшими физическими данными показывали лучшие результаты в тестах на относительную память – способность к запоминанию и объединению различных типов информации.

Дальнейший анализ подтвердил, что больший размер гиппокампа усиливает эффективность работы относительной памяти.

«Если удалить из нашего «уравнения» объем гиппокампа - говорят ученые, - то связь между физическим состоянием и памятью сразу ослабнет».

«Новые данные предполагают, что усилия, направленные на увеличение физической активности детей, могут оказать значительный эффект на их умственное развитие», - добавляет Крамер.
Конечно, исследователи признают, что на умственное развитие оказывают влияние ряд многих важных факторов, таких как окружающая обстановка или жизненный опыт, а также социально-экономический статус. «Если вы унаследовали неблагоприятные гены от своих родителей, вы вряд ли сможете это исправить, и большие усилия потребуются для того, чтобы изменить свое экономическое положение. Но в отношении физического развития наших детей в наших силах изменить ситуацию к лучшему», - утверждает Крэймер.

Medical News Today