боковой

верхнияя статья

Получение новой информации, такой как запоминание телефонного номера или нового слова – это одно, и совсем другое – заставить свой мозг обработать эту информацию так, чтобы вспомнить о ней, когда это будет нужно.

Новое исследование ученых из университета Йорка и Гарвардской школы медицины предполагает, что и то, и другое можно делать …во сне.
Ученые обнаружили, что сон помогает человеку запомнить только что выученное слово и включить его в так называемый «ментальный лексикон».

В течение эксперимента добровольцы-участники заучивали новые слова вечером, а затем сдавали тест. После этого они проводили ночь в лаборатории, а во время их сна их мозговая активность фиксировалась и записывалась с помощью электроэнцефалограммы или ЭЭГ. Тест, повторенный на утро, выявил, что уровень запоминания и распознавания слов повысился по сравнению с тем, что был непосредственно после заучивания, и это дало возможность предположить, что сон закрепляет новую полученную информацию.

Подобного эффекта не наблюдалось в контрольной группе, которая училась в утренние часы и повторно тестировалась вечером, без сна между тестами. Анализ активности мозга участников во время сна показали, что именно фаза глубокого сна (медленноволновой сон) способствует закреплению новых знаний по сравнению с фазой поверхностного сна (или фазой сновидений).

Когда исследователи проанализировали, действительно ли новые слова были включены в уже существующие знания в «ментальном лексиконе», они обнаружили, что в мозгу спящего человека протекают различные виды активности. Сонные веретена на ЭЭГ коротки, но интенсивные импульсы мозговой активности отражали передачу информации между различными очагами запоминания – гиппокампом, расположенным в глубине мозга и неокортексом, расположенным в коре.

При этом воспоминания, за которые отвечает гиппокамп, хранятся отдельно от прочих, в то время как воспоминания, хранящиеся в неокортексе, связаны с другими знаниями. Добровольцы, у которых наблюдалось больше сонных веретен в течение ночного сна, лучше связывали новые слова со своими ментальным лексиконом, что позволяет предположить: новая информация была передана из гиппокампа в неокортекс во время сна.

Соавтор статьи на данную тему профессор Гарет Гаскел из Университета Йорка говорит: «Разумеется, мы догадывались, что сон играет важную роль в преобразовании новых знаний, но впервые нам удалось наблюдать это в действии. Эти результаты показывают всю важность сна и глубинных процессов в мозге для расширения и запоминания знаний. Но подобные принципы вполне вероятно, можно применять в отношении других видов обучения».

Ведущий автор доктор Джекки Тамминен, комментирует: «Новые знания только тогда действительно полезны, когда вы можете связать их с уже имеющейся информацией. Представьте себе игру в шахматы, когда вам сообщают, что правила ходов для различных фигур только что изменились. Новые знания будут полезны только в том случае, если вы сможете подстроить под них новую стратегию игры. Наше исследование выявляет, что активность мозга во время сна структурирует новые полученные данные и связывает их с уже имеющейся информацией».

По материалам: 
University of York
нижний статья
Медицинские учереждения