Оказывается, можно получить стволовые клетки из амниотическиой жидкости и «перепрограммировать» их в более разносторонние, «плюрипотентные» состояния, схожие с эмбриональным стволовыми клетками, и при этом не добавлять дополнительных генов. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Therapy.

Ученые из Имперского колледжа в Лондоне (Imperial College London) и Лондонского института детского здоровья (University College London Institute of Child Health) сообщают, что это открытие означает, что можно хранить стволовые клетки, полученные из донорской амниотической жидкости, и использовать их для клинических и исследовательских целей, что дает долгожданную альтернативу ограниченному доступу к эмбриональным стволовым клеткам.

«Эти клетки обладают широким спектром возможных применений в лечении и исследованиях. Мы заинтересованы в их использовании в лечении генетических заболеваний, диагностируемых на ранних стадиях жизни, и даже таких как церебральный паралич», - отмечает один из авторов, доктор Паскаль Гуиллот.

Стволовые клетки являются многообещающим средством в регенеративной медицине, поскольку обладают способностью превращаться практически в любые клетки организма. В настоящее время «золотым стандартом» человеческих стволовых клеток являются эмбриональные стволовые клетки (ЭСК), которые получены из эмбрионов человека.

Однако, исследователи и практики надеялись найти достойную альтернативу ЭСК, так как использование клеток эмбриона неизменно вызывало множество этических разногласий. Кроме того, возможности ЭСК ограничены.

Предыдущие исследования показали, что возможно использовать другие типы клеток, например, добавляя лишние гены, часто используя вирусы в качестве переносчиков, можно получить практически плюрипотентные клетки, такие как ЭСК. К примеру, ученые перепрограммировали клетки кожи таким образом, что те в итоге повели себя как ЭСК.

Но этот способ получения плюрипотентных стволовых клеток (ПСК) не слишком эффективен, существует риск, что разрушение ДНК, наблюдаемое при перепрограммировании, может привести к развитию опухолей.

Новое исследование впервые показало, что ПСК можно создать без внедрения дополнительного генетического материала в клетку. Авторы также обнаружили, что ПСК, полученные из стволовых клеток амниотической жидкости (СКАЖ), показали характеристики нормальных клеток, свойственных только эмбриональным, которые не характерны для стволовых клеток, полученных от клеток взрослого человека.

По словам авторов, «амниотическая жидкость - прекрасный источник стволовых клеток. Преимущества создания плюрипотентных стволовых клеток без генетических модификаций делают их более применимыми в терапии».

www.medicalnewstoday.com