боковой

верхнияя статья

Почему пожилые водители, особенно те, кому за 70, попадают в ДТП в основном на перекрестках? Как правило, это связывают с когнитивным или физическим угасанием, а именно более длительным временем реакции или плохим зрением. Эти факторы, несомненно, частично объясняют проблему, однако, новое исследование ученых Университета Амхерст штата Массачусетс показало, что существует и другое объяснение - пожилые водители имеют некоторые опасные привычки, от которых их можно отучить.

«Эффективность нашей программы обучения показывает, что, по крайней мере, большая часть ошибок пожилых водителей может быть исправлена»,
- на основе анализа двух предыдущих исследований делает выводы психолог Александр Полацек, который является автором статьи вместе с Мэтью Р.Е. Ромозером и Дональдом Л. Фишером. «Большой процент попавших в ДТП (в особенности на перекрестках) связан с некоторой стратегией поведения, со способом мышления, укоренившимся в сознании, а не с возрастными проблемами мозга», - продолжает он, - «Это вопрос программного обеспечения, а не железа». Полученные результаты опубликованы в журнале Ассоциации психологических наук Актуальные направления в науке психологии.

В первом исследовании сравнивались водители пожилого возраста (возраст более 70 лет) и более молодые, но опытные водители (возраст от 25 до 55). Водители обеих возрастных групп находились за рулем настоящих транспортных средств, а ситуация на дороге отображалась на дисплее снаружи. Водителям предлагалось пересечь три различных перекрестка и повернуть. В одном случае одна из пересекающих дорог была под уклоном, из-за чего возможно могла скрывать приближающуюся машину. В двух других случаях, выезжая с второстепенной улицы на главную улицу или наоборот, обзор загораживали деревья. При осуществлении поворота пожилые водители оценивали опасную зону (область возникновения правдоподобной угрозы) реже и быстрее, что представляет угрозу безопасности.

Другое исследование, было проведено для изучения результатов учебной программы. Пожилые водители были поделены случайным образом на три группы. Водителей первой группы снимали на видео за рулем своих автомобилей от дома до места назначения по их выбору. Другая группа, так называемая группа «пассивного обучения» посетила 30-40 минутную лекцию об опасности преодоления перекрестков и правильном способе оценки опасности при повороте. Водители третьей группы смотрели видеозапись их вождения с комментариями специалистов (большинство из них определили свои ошибки еще до того, как им на них указали). После этого они тренировались правильно оценивать и проходить перекрестки на специальном симуляторе вождения и снова прослушали ту же лекцию. Впоследствии при проверке уровня вождения первых двух групп не было обнаружено какой-либо значительной разницы. Водители третей группы, однако, вели машины также как и молодые опытные водители. И даже двенадцать месяцев спустя, результаты обучения никуда не делись.

Исследователи полагают, что пожилые водители, опасаясь лобового удара, развивают в себе привычку крайне осторожничать при вождении, но смотрят при этом в основном вперед.
Эта стратегия не работает на перекрестках, где в столкновениях обычно участвуют автомобили, приближающиеся со стороны. «Мы не утверждаем, что нашли панацею от всех проблем», - говорит Полацек, - «Но в ситуации, когда водитель обладает нормальным зрением и познавательными способностями, подготовка имеет огромное значение».

Полацек в возрасте 71 года официально является пожилым водителем. Но он не попадал в аварии с 25 лет. «Как и большинство людей», - говорит он, - «я думаю, что я великий водитель».

По материалам: 
Ассоциация психологических наук
нижний статья
Медицинские учереждения