Исследователи из Университета Дьюка обнаружили способ блокировки разрушительного действия хламидий – бактерий, вызывающих наибольшее количество заболеваний, передающихся половым путем.

Команда исследователей во главе с профессором микробиологии и генетики Ральфом Валдивиа разработали молекулу, которая способна разрушать механизмы самозащиты патогенной бактерии.

Лечение, которое может быть основано на этом открытии, представляет собой новый тип подхода, направленного против микробов: вместо того, чтобы непосредственно воздействовать на бактерию, ученые направили усилия на ее «разоружение», и дали возможность организму позаботиться об остальном.

Хламидиоз
сначала протекает бессимптомно, но может легко перейти в хроническую форму у женщин и привести к воспалению органов малого таза и даже бесплодию, поскольку поражает клетки фаллопиевых труб и матки. А вот для мужчин как правило, последствия не столь тяжелы.

Конечно, антибиотики помогают бороться с непрошенными гостями, но хламидии весьма ковыарны и в этом случае: они легко восстанавливаются после курса лечения и вновь дают о себе знать. Только в США ежегодно регистрируются до 3 млн. случаев заражения.

Вирулентный фактор, вызывающий развитие болезни, известный под названием белка
CPAF, стал многообещающей мишенью для ученых, поскольку именно ему принадлежит ведущая роль в защите бактерии внутри человеческого организма. Бактерия искусно прячется в человеческих клетках, окружая себя защитными вакуолями.

Кроме того, этот белок предотвращает запуск чтобы программы апоптоза со стороны пожаренной клетки в ответ на вторжение (и не обнаружила бы таким образом присутствие возбудителя). Пользуясь такой поддержкой, хламидии безнаказанно размножаются, все еще оставаясь незамеченными.

И вот наконец микробиологи и генетики завершили работу над лекарством, разоблачающим этот маскировочный механизм. По словам авторов, им удалось подобрать агент, который подавляет действия охранного белка бактерий. Для этого надо было не просто создать ингибитор протеазы CPAF, но и сделать так, чтобы он проникал в поражённые клетки человека. Подавление работы зловредного белка приводило к тому, что «убежище» бактерий разрушалось и клетка наконец-то понимала, что ее нещадно атакуют. Именно тогда и начинался спасительный процесс апоптоза, который уничтожал и клетку и возбудителя, стимулируя так же иммунитет. Иными словами, ведущую роль в борьбе с инфекцией брал на себя сам организм, что и соответствует естественной схеме оздоровления. Ученые полагают, что это открытие ляжет в основу разработки принципиально новых противоинфекционных препаратов.

www.dukehealth.org