Ученые обнаружили инструмент, который бактерии, обитающие в ротовой полости, используют для проникновения в сердечную ткань, вызывая тем самым опасную и порой летальную инфекцию, известную как эндокардит. В связи с этим поднимается вопрос о создании скриннингового инструмента – возможно, мазок со щек или анализ слюны, для того чтобы оценить, подвержен ли пациент этой опасности.

Идентификацию белка, позволяющего бактерии Streptococcus mutans использовать ротовую полость как плацдарм для попадания в сердце, осуществили микробиологи из Университета Рочестера (University of Rochester Medical Center).

S. mutans
хорошо известна своей способностью вызвать кариес. Они присутствует в зубном налете, образуя полисахаридную слизь, которая и позволяет бактерии удержаться на поверхности зуба и создаёт для неё идеальные условия обитания. Выделяя кислоты, стрептококк разрушает зубную эмаль, и обычно бурная деятельность этой бактерии в ротовой полости заканчивается визитом к зубному врачу.

Как правило, S. mutans этим и ограничивается, но иногда, особенно после проведенных стоматологических процедур или даже после слишком энергичного использования флосса (зубной нити) она может попасть в кровоток. Там иммунные клетки обычно расправляются с незваным гостем, но в случае неудачи бактерия очень быстро достигает сердца и попадает в его ткани, особенно в клапанах. Здесь она и может стать причиной эндокардита – воспаления сердечных клапанов, что может закончиться печально. Инфекция, вызываемая S. mutans, в данном случае является основной причиной этого состояния.

Задавшись целью выяснить причины и способы попадания бактерии так глубоко в организм, исследователи обнаружили бактериальный коллаген-связывающий белок CNM. Он взаимодействует с белком соединительной ткани - коллагеном и белком клеточных мембран ламинином. В итоге стрептококк получает возможность осесть и закрепиться на эпителиальных клетках коронарных артерий сердца. В лабораторных экспериментах у бактерий, лишённых такой возможности, способность закрепления на эпителиальных клетках падала в десятки раз. Патогенность различных штаммов стрептококка проверялась на личинках восковой моли: бактерии, имевшие ген белка CNM, в 90% случаев вызывали гибель гусениц; при отключении гена этого белка, угроза практически отсутствовала.

Результаты работы опубликованы в журнале Infection and Immunity.

По словам учёных, при наличии у пациента проблем с сердцем, перед посещением стоматолога следует обязательно сдать микробиологический анализ на выявление опасного штамма стрептококка. В случае положительного результата стоматолог предпримет дополнительные меры предосторожности, в том числе использование антибиотиков.

www.urmc.rochester.edu