Организм человека продолжает удивлять новыми открытиями. Группе австралийских ученых удалось обнаружить новый тип клеток иммунной системы. Это открытие может серьезно повлиять на разработку инновационных препаратов, укрепляющих иммунную реакцию организма в отношении определенных инфекционных возбудителей.

Результаты открытия были опубликованы в международном издании Nature Immunology. Ученые продвинулись в понимании различных компонентов иммунной системы и механизм создания иммунной сети, способной охватить все виды различных инфекционных агентов. Также этот результат может внести значительный вклад в понимание природы многих других заболеваний неинфекционного характера: аллергии, рак или ишемической болезни сердца.

Австралийские иммунологи из нескольких научных центров установили новый тип иммунных клеток, которые прицельно поражают жировые клетки, обнаруженные в клеточных мембранах бактерий, включая Микобактерии. Новый тип представляет собой разновидность белых кровяных клеток, принадлежащих к семейству Т-лимфоцитов, играющих ключевую роль в защите от разных инфекций.

Обычно, при вирусной или бактериальной атаке на организм молекулы рецепторов на поверхности Т-лимфоцитов распознают белковые молекулы, расположенные на бактериальных клетках и вирусных частицах, после чего запускается иммунный ответ. Этот процесс давно известен и хорошо изучен. Следует лишь подчеркнуть, что выявление потенциальных патогенов происходит по их белкам: белковые молекулы обладают наибольшей «индивидуальностью», вариативностью в своей химической структуре, многие белки специфичны для тех или иных клеток, в том числе и бактериальных, и по ним проще отличить «чужого» от своего».

В то же время некоторые Т-клетки иммунной системы (известные под названием клеток NKT) способны распознавать липидные молекулы. Вероятно, эти клетки отвечают за общую иммунную реакцию, независимо от конкретного вида чужеродной бактерии, и осуществляют поддержку ещё более специальных клеток; гликолипидные компоненты клеточной стенки более или менее повторяются у разных видов бактерий, поэтому вряд ли эти клетки настроены на распознавание конкретного врага.

Используя синхротрон, команда ученых получила молекулярное изображение того, каким образом клетки нового типа распознают липидные молекулы. Авторы открытия полагают, что
полученная информация серьезно изменит взгляд в целом и взаимодействия в составе этой системы в частности.

www.monash.edu.au