Впервые ученые выявили три вариации гена, ответственные за повышенный риск мигрени и надеются, что это открытие прольет свет на биологию этого состояния, до сих пор являвшегося скорее загадкой. Отчет об исследовании содержится в журнале Nature Genetics.

Команда под руководством специалистов из Женского госпиталя Бригхэм (Brigham and Women's Hospital (BWH), Гарвардской школы медицины в Бостоне (Harvard Medical School in Boston) установила наличие однонуклеотидных полиморфизмов в генах PRDM16, TRPM8 и LRP1, и показала, что каждая из вариаций увеличивает риск мигрени на 10-15%.

Однонуклеотидный полиморфизм
– это отличия последовательности ДНК размером в один нуклеотид (A, T, G или C) в геноме (или в другой сравниваемой последовательности) представителей одного вида или между гомологичными участками гомологичных хромосом индивида.

Мигрень поражает каждого десятого жителя планеты, женщины страдают от нее в 3-4 раза чаще, чем мужчины. Это неврологическое расстройство характеризуется сильной головной болью, иногда сопровождается тошнотой и чувствительностью к свету и звукам.

Примерно для трети пациентов мигрень может сопровождаться так называемой «аурой», совокупностью неврологических явлений, включающих в себя зрительные расстройства: вспышек, зигзагообразных структур и других подобных предшественников головной боли.

Исследователи, анализируя генетические данные 23 230 пациенток, более 5 000 из которых сообщали о мигрени, пришли к выводу о наличии взаимосвязи между головной болью и вариациями в трех генах: TRPM8, отвечающий за чувствительность к холоду и боли, LRP1, который участвует в передаче сигналов между нейронами, и в PRDM16, контролирующий выбор клетками пути развития между преобразованием в клетки мускулов или бурого жира.

По словам ведущего автора, профессора Даниэла Честмэна (Daniel Chasman), «хотя мигрень остается не до конца понятным явлением, идентификация этого генетического «трио» помогает пролить свет на биологические корни этого распространенного болезненного состояния. Теперь мы поняли, что мигрень вызывается нарушениями в обработке клеточной информации».

medicalnewstoday.com