Длительное исследование, направленное на детей-сирот из Румынских детских домов и приютов, предполагает, что влияние стресса, пережитого в детстве, может отразиться на структуре их ДНК.

Дети, которые провели первые годы жизни в государственных учреждениях, имели более короткие теломеры по сравнению с детьми, которые росли в приемных семьях и получали там больше индивидуальной заботы и внимания. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные в журнале Molecular Psychiatry.

Теломеры – образования на концах хроморосом. При делении клетки её ДНК удваивается, но при этом каждый раз остается нескопированный небольшой концевой кусочек. С каждым новым делением клетки теломеры уменьшаются в размере, пока укорочение не дойдёт до жизненно важных генов и клетка уже не сможет делиться. Но в паре с теломерами существует фермент теломераза, который достраивает укороченные теломеры. Теломераза как бы откручивает ДНК-часы назад и продлевает жизнь всему организму. Однако стресс может быть тем фактором, который может привести к более быстрому укорачиванию теломер. Это может привести к различным заболеваниям – от диабета до деменции (слабоумия).

Исследователи наблюдали 136 сирот в возрасте от 6 до 30 месяцев. Половину детей со временем усыновили. Когда дети достигли возраста 6–10 лет, у них вновь взяли образцы для замера теломерных участков хромосом. Полученные данные показали, что чем больше времени дети провели в казенных учреждениях, тем короче у них теломеры.

При этом критическим стал период раннего детства, до четырёх — четырёх с половиной лет; после этого возраста пребывание в приюте уже не оказывало такого драматического действия на молекулярное состояние ДНК.

Другие исследования подтвердили, что короткие теломеры были также и у взрослых, которые сообщали о пережитом в детстве стрессе, но теломеры детей – это новая область для исследований.

По словам ведущего автора исследования, психиатра Стэйси Драри (Stacy Drury) из Университета Тулан В Новом Орлеане (Tulane University in New Orleans), многие аспекты детского здоровья могут улучшиться, если удастся перевести их из детского учреждения в семьи. Но может ли это помочь запустить вновь рост теломер? Несмотря на то, что они неизбежно укорачиваются с возрастом, фермент теломераза способен усилить их рост. Также исследователей интересует вопрос, существует ли различие в умственном и физическом развитии детей в зависимости от условий их детской жизни.

www.nature.com