Недавно было получено первое точное доказательство того, каким образом антидепрессанты помогают ускорить образование новых клеток головного мозга. Понимание этого механизма приведет к более совершенным способам лечения депрессивных расстройств.

Гиппокамп – одна из двух областей головного мозга, в котором новые нейроны продолжают образовываться в течение всей жизни человека – этот процесс носит название нейрогенеза. У людей, страдающих о депрессии, это процесс нарушается, хотя неизвестно, является ли это причиной болезни или же ее следствием. Очевидно, однако, что класс лекарств, предназначенных для лечения депрессии, действует за счет стимулирования нейрогенеза в гиппокампе. Кристоф Анакер (Christoph Anacker) и его коллеги из Королевского Коллежда в Лондоне (King's College London) наконец выяснили, каким образом это происходит.

Предыдущие исследования показывали связь между некоторыми антидепрессантами и гормонами стресса (глюкокортикоидами). Эти вещества адаптируют организм к стрессовым ситуациям. Исходя из этого, команда доктора Анакера взялась протестировать, каким образом антидепрессант сертралин воздействует на рецепторы глюкокортикоидов в клетках мозга. Исследователи вырастили предшественники нейронов из гиппокампа в культуре клеток в присутствии антидепрессанта. Десять дней спустя учёные обнаружили, что клетки с лекарством растут на 25% быстрее, чем обычно.

Когда исследователи добавили лекарство, блокирующее действие рецепторов гормона до того, как был введен антидепрессант, они увидели, что число новых нейронов, образованных через 10 дней, было схожим с тем, что наблюдается при их обычном росте (без действия антидепрессантов). Это позволяет предположить, что антидепрессанты помогают росту новых нейронов именно через рецепторы глюкокортикоидов.

«И глюкокортикоиды, и антидепрессанты активируют рецепторы, но разными путями», - поясняет Анакер, который полагает, что результаты позволят ученым разработать более эффективные лекарства для лечения депрессивных состояний.

Результаты исследования представлены в журнале Molecular Psychiatry.

newscientist.com