Впервые жизнеспособные сперматозоиды были выращены вне организма – правда, пока только мышиного. Искусственные «головастики» оказались способны оплодотворять яйцеклетку и производить нормальное потомство. Если эту технику удастся повторить в отношении людей, вполне возможно, удастся значительно продвинуться в решении проблемы мужского бесплодия.

Отчёт об этом исследовании опубликован в журнале Nature.

Такуя Сато (Takuya Sato), исследователь из Университета Йокогама (Yokohama City University), Япония, со своими коллегами извлекли половые клетки из семенников новорожденных мышей, которые еще не производят сперматозоиды. Затем они помещали их под действие агарозного геля, пропитанного питательными химическими веществами и гормонами, такими, например, как тестостерон и фетальная бычья сыворотка. Чтобы быть уверенными в созревании сперматозоидов, ученые встроили мышам ген зелёного флуоресцентного белка, который включался только в полноценных зрелых половых клетках. Таким образом, присозревании сперматозоиды начинали светиться зеленым светом – таких образцов насчитали примерно половину от общего количества.

Далее команда Сато соединяла сперматозоиды с яйцеклеткой самки, и, как и в естественных условиях, образовывался здоровый эмбрион. Когда эти эмбрионы имплантировались в матку мышей, они производили на свет вполне здоровое потомство, способное в свою очередь к дальнейшему воспроизводству.

Кроме того, исследователи показали, что ткань семенника можно подвергать заморозке и затем использовать без какого-либо ущерба.

«Мы годами добивались подобного результата, учась на своих неудачах и ошибках, - отмечает соавтор исследования, микробиолог Эрвин Голдберг (Erwin Goldberg), Северо-Западный Университет в Чикаго (Northwestern University in Chicago), - самые успешные нашими предшественниками можно назвать британских коллег, которым удалось превратить стволовые клетки мышиных эмбрионов в сперматозоиды, но потомство, получавшееся после слияния таких сперматозоидов с яйцеклеткой, преждевременно гибло».

Группе из Иокогамского университета впервые удалось подобрать рецепт питательной смеси, способной питать мужские половые клетки на всех этапах созревания.

newscientist.com