боковой

верхнияя статья

Когда профессор Генри Хиггинс наставлял на путь истинный свою подопечную Элизу Дулитл в фильме «Моя прекрасная леди», борясь за правильное произношение всех звуков английской речи, он выступил в роли знатока фонетики и добился того, что девушка заговорила, как истинная леди. Однако британские нейробиологи из Университетского колледжа в Лондоне (University College London) установили, что за пределами кинематографа такого феномена достичь вряд ли удастся: результаты недавно проведенного исследования показывают, что правильное произношения дается нам от рождения и даже самая упорная практика мало чем может помочь, если произношение «хромает».

Статья с результатами исследования принята к публикации в издании Journal of Neuroscience.

«Мы знаем, что специалисты различных областей, скажем, профессиональные гольфисты или водители лондонских такси имеют различное строение мозговых структур или характер деятельности мозга отличается в чем-то от представителей прочих профессий, - говорит профессор Нэрли Голестани (Narly Golestani) из Университета Женевы (University of Geneva), - часто бывает сложно сказать, являются ли эти различия предпосылкой для выбора профессии или наоборот, определенный род занятий способствует формированию определенного склада структур коры головного мозга?»

Задавшись этим и другими вопросами, группа профессора Голестани попробовала выяснить, от чего зависит распознавание и обработка звуков. За основу они взяли на примере специалистов по фонетике — людей, которые изучают звуковое строение языка и по роду своей деятельности прекрасно разбираются в мельчайших тонкостях произношения и акцента. С помощью метода магнитно-резонансной томографии (МРТ), исследователи сравнили строение структуры мозга у 17 профессиональных фонетистов и 16 обычных здоровых взрослых людей и выявили несколько существенных различий.

Оказалось, что у специалистов по фонетике, в отличие от остальных участников, отличается строение поперечной височной борозды, которая захватывает зону первичной слуховой коры – а именно, она имеет больше изгибов и складок, что находит выражение в большем числе сложных нервных контуров. Форма и рисунок этой борозды определяются ещё до рождения, на 31-й неделе созревания плода, и нет никаких данных о том, что эта структура может развиваться дальше и в зрелом возрасте. Поэтому ее форма и размер не зависят от количества и интенсивности упражнений на постановку произношения.

Полученные нейрофизиологами данные дают возможность отличать людей, склонных к фонетике, а также шанс понять, каким образом мозг преобразует слышимую речь и позволяет нам произносить звуки самим. Это наверняка поможет как в изучении языков, так и в лечении фонологических расстройств — например, дислексии.

По материалам: 
physorg.com
нижний статья
Медицинские учереждения