Полезные бактерии не только способствуют пищеварению, но также помогают избавиться от вирусов гриппа, согласно отчету, опубликованному в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследовательская группа во главе с Акико Ивасаки (Аkiko Iwasak), иммунологом из Йельского Университета (Yale University), обнаружила, что подопытные мыши, проходившие терапию с применением антибиотика неоцимина, проявляли большую чувствительность к вирусу гриппа по сравнению с животными из контрольной группы. Оказалось, что бактерии, чувствительные к антибиотику, естественно присутствующие в теле животных, являются своеобразным пусковым устройством, запускающим производство Т-клеток и антител, которые противостоят инфекции в легких.

Это не первые данные о том, что бактерии-симбионты могут «сотрудничать» с иммунной системой млекопитающих: в 1950-х годах проводились опыты, в которых у новорождённых мышей уничтожали всех бактерий, после чего иммунная система давала серьезные сбои.

В последнее десятилетие исследователи продолжали исследовать взаимосвязь полезных бактерий и иммунной системы в пищеварительном отделе, который является «хранилищем» для большинства из них. Стало ясно, что дисбаланс между дружественными и вредными бактериями приводит к резкому повышению количества иммунных клеток, которые отвечают за воспалительные процессы.

По мнению ученых, полезные бактерии, о которых идет речь, относятся к роду Lactobacillus, то есть опять-таки обитают в кишечнике. Численность этих бактерий заметно сокращалась под воздействием антибиотика. Поэтому учёные советуют, во-первых, уделять значительное внимание употребляемой пище, а во-вторых, не прибегать к антибиотикам без лишней необходимости при вирусных инфекциях – именно неполноценное питание и обилие лекарств могут лишить вашу иммунную систему ценных бактериальных помощников.

Исследовательская группа намерена продолжать работы в данном направлении.
«Это весьма знаковый проект, открывающий новые возможности для исследований и предполагающий новые возможности для лечения и предотвращения вирусных инфекций», - говорит Саркис Мазманян (Sarkis Mazmanian), микробиолог из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) в Пасадене.

nature.com