Бисфенол А оказывает негативное влияние на женское сердце, говорят результаты нового исследование. И, как предупреждают его авторы, эти распространенные вещества в некоторых случаях могут стать даже смертельными.

Бисфенол А является структурным элементом пластмасс, зубных герметиков и синтетических смол, входящий в состав жестяных банок из-под пищевых продуктов. Исследования показывают, что в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с ним повсеместно, пусть даже и в ничтожно малых концентрациях.

Но не так давно у бисфенола обнаружилось довольно опасное свойство: он очень схож с половыми женскими гормонами - эстрогенами, и потому может вводить в заблуждение целые системы органов, говорит Лаура Вандерберг (Laura Vandenberg) из Университета Тафтс (Tufts University).

Даже низкие концентрации бисфенола А заставляют клетки сердечных мышц биться в их собственном внутреннем ритме. В результате может развиться аритмия или фибрилляция, вызванная несинхронным сокращением, в самых пессимистичных прогнозах, она может закончиться летальным исходом.

В 2009 году исследователи из Университета Цинциннати (Cincinnati University) показали, что как эстроген, так и бисфенол А могут менять ритм сокращения клеток сердца – но характерно это было только для женских особей. Конечно, эстроген содержится и в мужском организме, так почему же женскому сердцу в этом случае грозит бóльшая опасность?

По словам ученых, существует два типа эстрогеновых рецепторов, присутствующих на мембранах клеток сердца, — альфа и бета. Активация последних выводит клетку из подчинения центральному ритмоводителю, она может сокращаться автономно. Это происходит, например, в случае сильного стресса. Альфа-рецептор блокирует этот эффект: он работает против бета-рецептора. Баланс между обоими видами рецепторов и определяет чувствительность сердца к гормональному сигналу, что может лежать в основе специфической «женской» реакции на эстроген и бисфенол А: у женщин бета-рецепторы одерживают верх.

Более того, сенсоры эстрогена, судя по всему, действуют иначе в клетках сердца, в отличие от других тканей, например, груди или яичников. В норме, эти сенсоры заблокированы внутри молекулы эстрогена, в случае необходимости он подхватывает молекулу гормона и погружается в глубину клетки, где производит перепрограммирование белкового синтеза. Но в сердечных клетках изменения концентрации происходят в течение примерно 2 минут – быстрее, чем успевает сработать рецептор. Поэтому, чтобы эффект от эстрогена проявился, гормону даже не обязательно проникать внутрь клетки.

По словам ученых, коварство бисфенола заключается в том, что того чтобы получить аритмию, даже не обязательно страдать от гормонального дисбаланса или продожительно время контактировать с бисфенолом: для негативного эффекта достаточно будет совместить микро- дозу одного с микро-дозой другого. Остается лишь надеяться, что химическая промышленность когда-нибудь прислушается к многочисленным предостережениям и сократит использование опасного химиката.

Результаты исследования опубликованы онлайн в журнале Endocrinology.

www.sciencenews.org