Международное исследование, итоги которого опубликованы в престижном журнале Nature Biotechnology, обнаружило новые факты о человеческих полипотентных стволовых клетках и их генетической стабильности; полученные данные сыграют большую роль в развитии методов лечения с использованием этих клеток.

Ученые из Университетов Мельбурна (University of Melbourne), Нового Южного Уэльса (University of NSW) и Организации по научным и производственным исследованиям Австралии (CSIRO) изучили, как менялись в ходе культивации в лаборатории геномы 138 линий стволовых клеток, взятых у представителей различных этнических групп,

Профессор Мартин Пера (Martin Pera), соавтор работы, отмечает, что это было крупнейшее исследование в данной области, посвященное генетической и эпигенетической эмбриональных стволовых клеток человека и индуцированных полипотентных стволовых клеток.

«Австралийские ученые проделали большую работу в рамках проекта, который ясно показал, что в ходе длительной культивации стволовые клетки претерпевают генетические изменения, сходные с теми, что мы наблюдаем в клетках раковых опухолей», - говорит он. «В то время как подтвердилось, что 75% изучаемых стволовых клеток остались неизменными в ходе длительного выращивания в лабораторных условиях, распознавание и уничтожение злокачественных образцов является наиважнейшей задачей при клиническом применении стволовых клеток».

По словам доктора Эндрю Лэслетта (Andrew Laslett) из центра CSIRO, «помимо важности полученных данных, работа интересна сотрудничеством более 35 лабораторий и 125 авторов».

Человеческие полипотентные стволовые клетки дают большие надежды в области регенеративной медицины. Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК) и индуцированные полипотентные стволовые клетки (иПСК) попали под пристальное внимание, поскольку их можно преобразовывать в любой тип клеток в человеческом организме, а также благодаря их способности расти и делиться в условиях лаборатории. Однако, ученые были обеспокоены, что с течением времени клетки могут подвергаться генетическим мутациям, что весьма снижает их практическую ценность.

В исследовании ученые проанализировали образцы генов, выраженных в 127 типах ЭСК и 11 типах иПСК, полученных у представителей разных этнических групп. Хотя большинство стволовых клеток сохранили нормальное число хромосом, даже после продолжительной культивации, около 20% стволовых клеток обнаружили признаки мутации 20-й хромосомы. Три из одиннадцати линий иПСК демонстрировали ненормальный кариотип (число хромосом).

Результаты помогут понять частоту возникновения и типы генетических изменений в культивированных стволовых клетках. По словам авторов, три четверти линий клеток, оставшихся нормальными, не должны никого вводить в заблуждение: на месте патологических клеток могла быть любая из здоровых. Результаты исследования напоминают о том, что нужно очень внимательно следить за ростом лабораторных культур, используемых в экспериментах и клинических исследованиях.

newsroom.melbourne.edu