боковой

верхнияя статья

На протяжении многих лет у пианистов развивается необычайно точное чувство временной корреляции между движениями клавиш на пианино и звуками проигрываемых нот. Однако, именно люди, не имеющие отношения к музыке, лучше оценивают синхронность между движениями губ и произносимой речью.

Это открытие сделали исследователи из Института биологической кибернетики им. Макса Планка в ходе сравнительного анализа обработки головным мозгом одновременных стимулов, поступающих из разных органов чувств у музыкантов и не-музыкантов. Исследователи опирались на данные МРТ для составления схемы долей мозга, активизирующихся во время этого процесса. Согласно результатам, у музыкантов восприятие асинхронной музыки и движений рук вызывает усиление сигналов рассогласования в схеме, в которую вовлечен мозжечок и ассоциативные области мозга, которые развиваются в ходе практики игры. Исследование показало, что наш сенсомоторный опыт влияет на способ, с помощью которого наш мозг связывает сигналы из различных органов чувств во время восприятия.

В нашем мире, полном разнообразных стимулов, затрагивающих все органы чувств, человеческий мозг постоянно связывает впечатления, полученные органами чувств, тем способом, который имеет какой-либо смысл. Мы учимся через опыт, к примеру, постепенно понимаем, что синхронные события, такие как движения губ и издаваемые человеком звуки, происходят одновременно. Авторы исследования показали, как мозг интегрирует стимулы из нескольких источников и каким образом цепочки, складывающиеся в мозгу, изменяются в результате обучения. В последнем исследовании ученые наблюдали, насколько хорошо 18 музыкантов-любителей могли воспринимать временное совпадение между движениями пальцев и отрывком проигрываемой на пианино музыки, а также между движениями губ и произносимыми предложениями. Для сравнения те же задачи стояли перед группой из 19 человек, не занимавшихся музыкой.

В ходе эксперимента движения пальцев или губ были искусственным образом замедлены или, наоборот, опережали звуки музыки или речи, примерно на 360 мс. Участники исследования пытались определить синхронность или асинхронность событий. Во втором эксперименте те же группы участников выполняли схожие задания, но активность их мозг при этом отслеживалась с помощью МРТ. В этом случае, сами участники оставались пассивны, а машина фиксировала активность соответствующих областей мозга во время автоматического восприятия синхронных или асинхронных сигналов.

Эксперименты показали, что пианисты были значительно более точны при оценке согласованности движений пальцев по клавишам и звуков музыки. Однако подобных различий не было установлено в эксперименте, подразумевающем согласованность движений губ и слышимой речи – обе группы показали примерно равный результат. По существу, асинхронность в языке и музыке активизирует одинаковые области мозга, но результаты МРТ показали, что в случае с несинхронной музыкой, у пианистов сильнее активизировались сигналы в цепочке, включающей левую стороны мозжечка и ассоциативную область в коре головного мозга.

«Обработка стимулов в мозгу пианистов указывает на контекстный механизм: в результате музыкальной практики последующая модель, в которой участвует мозжечок и префронтальная кора головного мозга, программируются таком образом, что человек способен более точно определять правильную временную последовательность визуальных и звуковых сигналов. Несинхронные стимулы усиливают распознавание ошибочных сигналов
», - объясняют авторы.

По материалам: 
medicalxpress.com
нижний статья
Медицинские учереждения