боковой

верхнияя статья

От редакции: эта статья была написана еще в 2008 году и перепечатывается в связи со смертью основателя компании Apple Computer Стива Джобса от рака поджелудочной железы. Выдающийся человек был верен себе даже в борьбе со смертельным недугом: по статистике, большинство пациентов умирает вскоре после выявления заболевания, Джобс же прожил с этим диагнозом семь лет. Правда, у него была выявлена менее агрессивная форма этого заболевания. В целом же, процент пациентов, живущих более 5 лет с раком поджелудочной железы, составляет всего 5,8%, как гласит статистика Центров по контролю и профилактике заболеваний США.

Поджелудочная железа вырабатывает гормоны и ферменты, которые необходимы для переваривания жиров. Один из этих гормонов — инсулин, именно он побуждает организм использовать сахар, а не жир в качестве источника энергии. У диабетиков уровень инсулина низок, что приводит к повышению уровня сахара в крови.

Согласно данным Американского онкологического общества, каждый пятый американец, страдающий раком поджелудочной железы, живет год после постановки диагноза, и это четвертая по «популярности» причина смерти от рака в стране.

Почему же это заболевание столь опасно, развивается почти бессимптомно и убивает так быстро? На вопросы журнала Scientific American отвечает Эллисон Оушен, онколог из медицинского центра Weill Cornell, специализирующаяся на лечении рака поджелудочной железы.

Почему рак поджелудочной железы так быстро приводит к летальному исходу?

Как правило, он диагностируется на поздней стадии как раз из-за отсутствия явных симптомов, пока не становится слишком поздно. К самым частым признакам относятся потеря веса, боль в животе, желтуха (пожелтение кожи из-за токсичных накоплений в печени) и боли в спине. Все эти симптомы проявляются уже после того, как опухоль достигает значительных размеров и начали распространяться метастазы.

Лишь 10–15% случаев рака диагностируется на том этапе, когда пациенту может быть рекомендована операция, но даже у этих пациентов прогноз неутешительный, ведь шансы на рецидив составляют 85%. В лучшем случае 25-30% пациентов могут прожить 5 лет после оперативного вмешательства, в ходе которого хирурги удаляют до 95% пораженного органа, вместе с опухолями, и лишь малая часть остается для выработки инсулина. Причиной же смерти пациентов становятся осложнения, к которым относится печёночная недостаточность.

Операция не проводится в тех случаях, когда опухоль уже распространилась за пределы поджелудочной железы, поскольку в данном случае удаление органа уже ничего не изменит. Иногда операция не проводится и по другим причинам, например, в тех случаях, если опухоль затрагивает крупные кровеносные сосуды: верхнюю брыжеечную вену и верхнюю брыжеечную артерию. Это основные сосуды, они отходят от аорты, главной артерии организма.

Агрессивность и коварство этого недуга заключается и в том, что опухолевые клетки успешно противостоят медикаментозному лечению, скрываются и имеет тенденция к рецидиву.

Самыми значительными факторами риска являются курение и фамильная история заболевания – оно может передаваться по наследству. К числу прочих факторов относятся нарушения анатомии поджелудочной железы, но это редкость.

Срок постановки диагноза зависит от места расположения опухоли: так, если она находится в головке поджелудочной железы, то есть недалеко от общего желчного протока, и растёт, это вызывает обструкцию общего желчного протока и желтуху. Если же она развивается в хвосте поджелудочной железы, явных симптомов вроде желтухи нет, соответственно нет и повода для обращения к врачу.

При лечении применяются химио – и лучевая терапии, иногда вместе. Кроме того, применяются биологические агенты или терапия антителами, содержащимися в препаратах подобных тарцева, в котором есть иммунные белки против фактора роста опухоли. Зачастую он применяется в комбинации с химиотерапевтическим средством гемцитабином.

По материалам: 
www.scientificamerican.com
нижний статья
Медицинские учереждения