Ученые обнаружили энзим, который действует как «переключатель фертильности»: высокие уровни вызывают бесплодие, а низкие повышают риск выкидышей. Эти результаты были опубликованы в журнале Nature Medicine и без сомнения, окажут влияние на способы лечения бесплодия и привычного невынашивания беременности, а также разработку новых контрацептивных средств.

Примерно каждая шестая современная женщина испытывает трудности с зачатием, и на 100 случаев беременности приходится привычный выкидыш. Таким считается прерывание трех и более беременностей подряд.

Исследователи из Имперского колледжа в Лондоне изучили образцы слизистой оболочки матки у 106 женщин, проходящих лечение бесплодия или привычного невынашивания.

Женщины с бесплодием неустановленного происхождения пытались забеременеть в течение двух лет и более, при этом большинство распространенных причин бесплодия были исключены. Ученые обнаружили, что слизистая оболочка матки содержала повышенный уровень энзима SGK1. И напротив, у тех женщин, которые страдали невынашиванием, уровень этого белка был понижен.

Команда исследователей выявила дальнейшие доказательства этой связи в опытах с мышами. Животные, получившие дополнительную копию гена SGK1, также не смогли принести потомство. При этом у здоровых животных в период размножения было зафиксировано падение концентрации уровень фермента SGK1. Авторы заключили, что повышение уровня SGK1 делает клетки матки неготовыми к закреплению эмбриона. С одной стороны, это дает возможность разработать новый тип контрацептивов, основанные на временном повышении уровня этого фермента, делая зачатие невозможным. С другой - позволяет найти новый метод лечения бесплодия: необходимо создать препарат, понижающий уровень фермента SGK1.

В то же время слишком резкое падение уровня этого энзима показало, что животные, не имевшие никаких проблем с зачатием, с трудом могли выносить потомство. В матке начинались кровотечения, а численность приплода резко падала. По мнению ученых, в этом случае клетки отпадающей оболочки матки, которая образуется после оплодотворения и имплантации зародыша, теряют способность противостоять окислительному стрессу. По всей видимости, фермент SGK1, выполняет функцию защиты клеток от кислородных радикалов. Неспособность же выдержать окислительный стресс приводит к тому, что матка не может удержать эмбрион.

medicalxpress.com