боковой

верхнияя статья

Согласно данным нового исследования психологов из Университета Техаса (University of Texas), то обстоятельство, что ребенок растет в бедной семье, может подавлять его генетический потенциал в плане познавательных способностей даже до двухлетнего возраста.

Исследователи обнаружили, что примерно половина баллов, относящихся к умственным способностям детей в возрасте 10-24 месяцев, обусловлены генами. Но дети из малоимущих семей, которые уже запаздывают в развитии по сравнению со сверстниками, практически не демонстрируют какого-либо превосходства, основанного на генетических способностях.

В ходе исследования психологи наблюдали пар 750 близнецов, при этом ученые во главе профессором Эллиотом Такер-Дробом (Elliot Tucker-Drob) не считают, что дети из более благополучных в материальном отношении семей более умны или одаренны от природы. Просто у них изначально больше возможностей для реализации своего потенциала.

Эти результаты вносят свой вклад в дебаты о том, что же все-таки более важно для развития детей - "природа" или "будущее". Они предполагают, что правильно организованное окружение может помочь детям достичь своих природных возможностей в гораздо более раннем возрасте, чем предполагалось ранее.

"Мы не можем оценивать ребенка односторонне: только с генетической точки зрения или только с точки зрения окружения, среды, в которой он растет и развивается, - комментирует Такер-Дроб, - но совершенно точно, что неблагоприятная социоэкономическая обстановка подавляет генетические способности детей".

Результаты исследования были опубликованы в журнале Psychological Science. Исследователи оценивали результаты близнецов по специальной шкале развития младенцев в возрасте 10 месяцев и затем повторно в возрасте 2 лет. Тесты, направленные на оценку познавательных способностей детей, требовали от малышей выполнения таких заданий, как например, забрасывание мяча в кольцо, звона в колокольчик, конструирование башни из трех кубиков, подбор паззлов.

10-месячные малыши не демонстрировали особых различий в способностях независимо от среды, в которой они росли. Но к 2 годам дети из более благополучной среды набирали значительно больше баллов по всем показателям, чем их сверстники из бедных семей. Последние были примерно на одном уровне по отношению друг к другу, причем эти результаты были справедливы как для однойяцовых близнецов, так и для двойняшек, что дает возможность предположить: генетическое сходство не гарантирует сходства в способностях. Наоборот, среда формирует их познавательные способности.

Исследователи подчеркивают, что более состоятельные родители часто могут обеспечить лучшее образование. Профессор Такер-Дроб намерен продолжать исследования с целью установления, какие именно факторы помогают детям более полно раскрыть генетический потенциал.

По материалам: 
University of Texas at Austin
нижний статья
Медицинские учереждения