Открытие основного способа, при помощи которого клетки, пораженные вирусом Эпштейна-Барра, активизируются для сдерживания «незваных гостей», позволило американским ученым предположить, что они обнаружили естественный механизм защиты, используемый пораженными клетками для борьбы с вирусами, способными вызвать рак.

Главный автор исследования, профессор молекулярной генетики и микробиологии Мика Луфтиг (Micah Luftig) из Медицинской школы Университета Дьюка, Северная Каролина (Duke University School of Medicine), предполагает, что, когда клетка «чувствует», что вирус пытается взять верх, она включает сигнал, способствующий удержанию вируса.

«Теперь мы знаем, почему это происходит», - говорит Луфтиг.

Вирус Эпштейна-Барра поражает примерно 9 из 10 человек в какой-либо момент на протяжении их жизни, в большинстве случаев не принося ощутимых последствий. Но люди, иммунная система которых ослаблена ВИЧ, либо по причине пересадки им органов или по другим причинам, попадают в группу риска по развитию раковых заболеваний на фоне вируса Эпштейна-Барра.

Еще одной особенностью данного вируса является то, что он по-разному проявляет себя на разных стадиях жизни человека: так, у детей 4-5 лет, первое инфицирование протекает мягко, но если впервые инфекция поразила человека в более позднем возрасте, в течение подросткового периода, она может стать причиной развития мононуклеоза, сопровождающегося сильной утомляемостью. У людей с ослабленной иммунной системой может развиться лимфома.

Ученые ранее обнаружили, что в результате перенесенной в детстве инфекции, в организме многих людей развивается большое количество «В-клеток» иммунной системы, зараженных вирусом Эпштейна-Барра. Но, если иммунная система человека работает без сбоев, она способна уничтожать инфицированные клетки.

Авторы пишут, что, когда входе лабораторных испытаний, В-клетки оказывались инфицированными, они сохраняли «бессмертный статус», производя серию лимфобластоидных клеток в течение неограниченного периода времени. Ученые предположили, что подобная модель имеет место при развитии раковых образований вследствие длительного дейтсвия нераспознанного вируса Эпштейна-Барра.

Ученые обнаружили, что две группы энзимов – киназы ATM и Chk2 – играют важную роль в поддержке иммунной системы, помогая ей противостоять «онкогенному стрессу», производимому вирусом, и укрепляя В-клетки.

Когда действие этих энзимов было заблокировано, количество инфицированных В-клеток увеличилось десятикратно. Такое большое количество нездоровых клеток ведет к риску образования некоторых форм рака, а также лимфопролиферативного расстройства после операции трансплантации, из-за которого у пациента может развиться лимфома.

По словам Луфтига, эти находки могут стать веским основанием для объяснения причины и механизма образования опухолей под влиянием онкогенных вирусов.

«Около 20% случаев онкологических заболеваний – результат действия инфекционных агентов и 80% этих инфекций носят вирусный характер», - пояснил он в сообщении для прессы.

Исследователи надеются, что результаты их работу лягут в основу разработки эффективных методик лечения для пациентов с ослабленным иммунитетом, которым необходима повышенная защита от вируса Эпштейна-Барра.

Duke University Medical Center