Дети с синдромом дефицита внимания и гипервозбудимостью (СДВГ) сталкиваются с большими трудностями при обучении математике и чтению на фоне своих ровесников. В новом исследовании, опубликованном на страницах журнала «Psychological Science», на основе наблюдения за однояйцевыми и двуяйцевыми близнецами, ученые попытались выявить генетические предпосылки и влияние окружающей среды, лежащие в основе СВДГ, в частности, их влияние на способность детей к математике и чтению.

Сара Харт (Sara Hart) из Университета Флориды (Florida State University) и ее коллеги провели долгосрочное исследование с участием детей-близнецов. По словам Харт, близнецы в качестве объекта исследования были выбраны не случайно: именно так ученые надеялись вывести различие между влиянием природы и воспитанием.

С этой целью, ученые сравнили однояйцевых близнецов, имеющих схожую структуру ДНК, с двуяйцевыми близнецами, у которых состав ДНК схож примерно на 50%. Если первые чаще похожи между собой цветом глаз или способностью к чтению, то вторые уже будут менее похожи по тем же признакам, и можно предположить, какое именно свойство передается по наследству.

С другой стороны, если пара однояйцевых близнецов схожа по какому-либо критерию в той же степени, в какой двуяйцевые отличаются по этому же признаку – например, насколько они общительны – можно будет вывести те черты, которые больше подвержены влиянию воспитания и образа жизни семьи. Большинство свойств, конечно, находятся где-то посередине, и исследование с участием близнецов это подтверждает.

Харт и ее команда заинтересовались вопросом, насколько близнецы с диагнозом СДВГ были способны к математике и чтению. Примерно в возрасте 10 лет каждая пара близнецов проходила соответствующие тесты на проверку данных способностей. Параллельно их матери заполняли анкеты с вопросами относительно имеющихся проблем в поведении их детей, например, недостатком усидчивости или гиперактивности.

Исследователи обнаружили, что поведение, свойственное для СДВГ, способности к математике и чтению подвергались влиянию одних и тех же генов; некоторые ученые полагают, что все три фактора могут быть связаны через систему кратковременной памяти.

И хотя общее влияние генов – неудивительный результат для исследования близнецов, удивительным аспектом стало то что СДВГ, способности к математике и чтению также ассоциировались с общим влиянием окружающей среды, воспитания и т.д.

Ученые тем не менее затрудняются точно определить, какие именно окружающие факторы влияют на эти способности детей, предполагая лишь, что они ведут происхождение от атмосферы и обстановки в школе и дома. Именно точное определение этих причин даст понимание, как помочь детям с СДВГ преодолеть возникающие у них трудности учебного процесса.

Association for Psychological Science