боковой

верхнияя статья

Дети дошкольного возраста, которым свойственно бесстрашное поведение, в то же время демонстрируют меньшую эмпатию и большую агрессию по отношению к своим ровесникам. Об этом говорят данные нового исследования, проведенного в Университете Хайфа, Израиль.

«Результаты предполагают, что смелое поведение у ребенка может быть связано с неврологическими или генетическими предпосылками. Этот тип поведения меньше подвержен корреляции со стандартами процесса воспитания или родительской практики, - говорит доктор Инбал Кивенсон-Барон, автор данного исследования.

Целью эксперимента было установление факта, действительно ли смелость в поведении детей в возрасте 3-4 лет связана с особыми физиологическими и социально-эмоциональными характеристиками, и существует ли связь с аспектами родительского поведения, их статуса, материальной обеспеченности, принятыми в семье методами воспитания и т.п.

В ходе исследования ученые наблюдали 80 детей в возрасте 3-4 лет. Они анализировали данные, полученные от родителей и воспитателей, организовывали наблюдения за детьми в местах их пребывания, а также дома и в лабораторных условиях. Исследователи стремились выявить тенденцию к проявлению смелости у детей и их социально-эмоциональные характеристики в начале и в конце года, с тем чтобы установить стабильность этой тенденции.

Сначала было установлено, что частота пульса у детей, демонстрировавших высокий уровень бесстрашия, был невысока. Далее, была оценена связь между смелым поведением и социальными характеристиками, и обнаружилось, что более смелые дети проявляли меньшую эмпатию по отношению к сверстникам, испытывая при этом определенные затруднения в проявлении страха, в то время как с выражением других эмоций – таких как гнев, удивление, радость или грусть – у них проблем не возникало. Эти дети также демонстрировали повышенный уровень общей агрессии, особенно с уклоном к антисоциальному поведению, например, использование друзей в своих целях, эмоциональная ограниченность, слабое проявление сожаления или чувства вины после совершения дурных поступков.

Интересным открытием стал тот факт, что, несмотря на антисоциальные тенденции, такие дети, как правило, более общительны. Они контактируют с другими детьми, дружелюбны и улыбчивы, но им сложно распознать затруднительное положение других детей, они не стремятся оказать им помощь в случае необходимости. Таким образом, что смелость в поведении имеет и положительные, и отрицательные аспекты.

«Поскольку бесстрашие связано с генетическими и неврологическими причинами, особенно важным становится разработка эффективных путей воспитания таких детей, дошкольного образования и советов родителям с целью оказать поддержку этим детям в развитии способностей признавать и ценить социальные запреты. Общество должно установить оптимальную мотивацию, внедрить ее в естественное окружение ребенка, помогая таким образом развитию навыков сопереживания по отношению к окружающим и сдерживанию агрессивного поведения», - заключает доктор Кивенсон-Барон.

По материалам: 
University of Haifa
нижний статья
Медицинские учереждения