боковой

верхнияя статья

То, как вы обдумываете свои цели – касаются ли они личностного роста или стремления сделать что-либо лучше других – может повлиять на достижение этих целей. Различные цели также могут оказывать разный эффект на взаимоотношения с окружающими – об этом заявляют в своей статье исследователи из Ассоциации психологической науки.

Люди, имеющие «цели мастерства», стремятся к самосовершенствованию. Возможно, они хотят получить лучшие оценки, достичь самого высокого показателя продаж или удачно приземлиться после выполнения «тройного тулупа». С другой стороны, люди, ориентирующиеся на цели, которые психологи называют «результативные», стараются опередить других людей в чем-либо – например, получить лучшую, чем у друга, оценку или стать лучшим сотрудником года. Оба типа целей можно считать полезными в соответствующих контекстах. Но психологов из Университета Тилбург (Нидерланды) и Университета Клермон (Франция) заинтересовал социальный аспект целеполагания - а именно, каким образом оно влияет на социальные взаимоотношения людей.

Они сосредоточили фокус внимания на информационном обмене между людьми, пытаясь установить, всегда ли люди действуют честно и открыто во время совместной работы. Выяснилось, что люди, имеющие «результативные цели», были более скрытными и менее охотно делились информацией с коллегами, как в условиях игровых ситуаций, так и в реальной жизни. Причина достаточно ясна – если ты стремишься обойти своих коллег, нет смысла открыто заявлять об этом.

С другой стороны, люди, стремящиеся к самосовершенствованию в какой-либо сфере, проявляют себя как достаточно открытые личности. Ведь если человек желает в конечном счете изменить себя к лучшему, ему выгодно наладить честные партнерские отношения с другими людьми. Это помогает улучшить рабочую обстановку, даже если у людей не было именно такой цели. По сути их нельзя назвать настоящими альтруистами. Социальное взаимодействие для них лишь средство для достижения своей цели.

Другим аспектом исследования стал вывод о том, что люди с первым типом целеполагания гораздо более открыты к восприятию чужих взглядов и идей, в то время как вторые более склонны отстаивать только свою точку зрения.

Исследователи отмечают, что стремление к конкурентности не всегда плохо. К примеру, если вы хотите стать Олимпийским чемпионом, разумеется, следует ставить перед собой цель по самоусовершенствованию своих умений, но для достижения победы вам также не обойтись без духа соперничества.
Однако важно помнить о том, как ваши цели могут влиять на социальное окружение. Если вы хотите установить конструктивные и долгосрочные рабочие отношения, вам необходимо найти баланс различных типов целей, думая при этом не только о собственных интересах, но и команде в целом.

Некоторые люди от природы более склонны к соперничеству. Для руководителей же важно принять внимание этот момент, и учиться грамотно переключать разные типы целей в коллективе, например, устанавливая бонусы лучшим сотрудникам или наоборот, поощряя командный результат.

По материалам: 
Association for Psychological Science
нижний статья
Медицинские учереждения