По данным совместных исследований Стэнфордского Университета и Университета Калифорнии, Бэркли, влияние загрязненного воздуха приводит к снижению генной функции, что отражается на усилении остроты протекания астмы у детей.

Если ранее загрязненный воздух считался источником немедленного воспаления дыхательных путей, то данное исследование демонстрирует прямое доказательство того, как загрязняющие вещества могут иметь отсроченные последствия на здоровье.

Результаты исследования, обнародованные в октябре 2010 г. в Журнале Аллергии и Клинической иммунологии, основаны на изучении 181 ребенка с симптомами астмы и без них, в двух калифорнийских городах.

Медики обнаружили следующее: воздействие загрязненного воздуха сдерживает работу Т-клеток – естественных регуляторов иммунной системы, что непосредственно влияет на обострение симптомов астмы и снижение жизненной емкости легких. Т-клетки оказывают регулирующее воздействие на иммунную систему таким образом, что она перестает реагировать на непатогенные вещества в организме, с которыми ассоциируются такие заболевания как аллергия и астма. Когда функция Т-клеток ослаблена, клетки теряют способность блокировать воспалительный процесс, который является признаком астмы.

Результаты исследования могут изменить точку зрения на влияние загрязненного воздуха на рождение детей, склонных к астме – оно практически сходно с тем вредным воздействием, которое оказывает сигаретный дым.

«Когда обнаружилось, что курение может вызвать изменения на молекулярном уровне, это означало, что курение матери может повлиять на структуру ДНК ее ребенка в течение внутриутробного развития, - говорит ведущий исследователь, доктор Кари Нэдью, - теперь есть основания предполагать подобный механизм наследственной передачи молекулярных изменений в результате загрязнения атмосферного воздуха».

К исследованию был привлечен дети с симптомами астмы и дети, не имеющих этого заболевания. Все они жители калифорнийских городов Тесно и Пало-Альто.

«Мне неизвестно о других исследованиях, которые бы изучали, насколько быстро химические вещества могут видоизменять функции клеток в регуляторном процессе, и затем связывали бы данное влияние с клиническими симптомами, - добавляет другой исследователь, доктор Ира Тэйгер. – Некоторые люди все еще сомневаются в существовании связи между загрязненным воздухом и здоровьем человека, но наши результаты столь явно отражают эту зависимость, что ее трудно отрицать».

Город Фресно был выбран по той причине, что он расположен в Центральной Долине Калифорнии, где горячий воздух, интенсивность транспортных потоков и сельскохозяйственное производство приводят к наивысшему уровню загрязнения воздуха по стране. Этот регион также известен самыми высокими показателями по заболеванию астмой: почти каждый третий ребенок имеет к ней предрасположенность. Все это снискало Фресно прозвище «Астматической столицы Калифорнии».

Ученые сравнили данные участников из Фресно с 80 детьми, половина из которых страдали астмой, из города Пало-Альто, считающегося более экологически благоприятным. Дети были отобраны по возрастному, половому критериям и предрасположенности к астме. Каждый из них прошел исследование на функцию легких, склонность к аллергии и работу Т-клеток в крови.

Принимались во внимание ежедневные сводки о состоянии окружающего воздуха. Исследователи подсчитывали среднее ежегодное воздействие на каждого ребенка полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), побочного продукта органического топлива и основного загрязнителя из выхлопных труб.

Выяснилось, что ежегодный уровень воздействия ПАУ на детей из Фресно был в 7 раз выше, чем для жителей Пало-Альто. Уровни концентрации озона и твердых примесей также были существенно выше во Фресно.

Неудивительно, что по результатам исследования у детей из Фресно наблюдался пониженный уровень функции Т-клеток и более выраженные симптомы астмы, чем у детей из Пало-Альто. К примеру, функция Т-клеток здоровых детей из Фресно была сравнима с этим же показателем у детей из Пало-Альто, болеющих астмой.

Авторы связали возрастающее воздействие ПАУ с так называемым метилированием генов, которое снижает функции Т-клеток. Связь между пониженной функцией Т-клеток и обостренными симптомами астмы наблюдалась у детей из обеих групп.

В то время как предыдущие исследования выявляли связь между загрязнением – в особенности от выхлопных газов – и повышенным риском развития астмы, они не прослеживали в полной мере молекулярный механизм передачи этого заболевания.

Medical News Today